Вам шашечки или ехать? Кто берет заказы через популярные агрегаторы и почему таксисты спят на ходу

Многие машины не имеют лицензии, а устроиться в такси можно по чужим правам

В Свердловской области около 100 тысяч автомобилей, которые работают в службах такси. Это не значит, что их на самом деле столько. Это лишь те данные, которые были в региональном минтрансе осенью прошлого года. Лицензию на эту деятельность имели только 8 тысяч машин. Значит ли это, что хотя бы они полностью безопасны для пассажиров? Вовсе нет, говорят водители. Статистику ДТП с такси мы, к сожалению, получить не смогли, но даже по новостям E1.RU и сообщениям, которые получаем от читателей, можно сделать вывод, что аварии с такси далеко не исключение.

Шесть дней назад на Московском тракте водитель «Яндекс.Такси» влетел в фуру, которая стояла на обочине. Таксист в машине был один, он погиб. Не касаясь личности самого водителя, тему такси мы начали именно с этого ДТП. А поводом стала встреча с владельцем разбившегося автомобиля Павлом.

Вам шашечки или ехать? Кто берет заказы через популярные агрегаторы и почему таксисты спят на ходу

Агрегатор рассказал, что отстранил больше тысячи ненадежных водителей, но наши собеседники уверены, что это сделано из-за ЧМ, а не ради безопасности пассажиров.

Чьи машины?

Формально Павел не является владельцем таксопарка, поэтому сразу попросил его так не называть. При этом он не скрывает, что у него есть больше 30 легковушек, которые он сдает в аренду водителям, подключенным к сервису «Яндекс.Такси». Его родной брат Анатолий имеет ИП, одним из видов деятельности которого, согласно данным «Контур.Фокуса», является такси.

— Мой брат является партнером «Яндекс.Такси». Он раздает заказы, то есть является посредником между агрегатором и водителем. За все это он платит налоги и все остальное, — рассказал Павел.

Многие автомобили, которые он сдает в аренду, брендированы символикой «Яндекс.Такси». Но, несмотря на это, формально такси эти машины не являются. У них сверху нет «шашечек», а номер — белый, а не желтый. Именно эти аргументы опытный водитель приводит сотруднику ГИБДД, который собирается оштрафовать его на 5 тысяч рублей за отсутствие лицензии на право работы в такси.

Павел не отрицает, что у его автомобилей этой лицензии нет. А ее, согласно законодательству, выдают не водителю, а на автомобиль. Но особых требований у Павла нет и к водителям.

— На учет у нарколога и психолога я не проверяю. Раз у человека есть права, то, значит, на учете он там не состоит. Я проверяю на наличие судимости, исполнительных листов, административных нарушений. В общем, у меня складывается картина и я решаю, дать человеку машину или нет, — рассказал Павел.

Водители говорят, что проверка этой информации — не забота о безопасности пассажиров: так владельцы решают, можно ли доверить человеку автомобиль в аренду. Ничего личного, только бизнес.

Вам шашечки или ехать? Кто берет заказы через популярные агрегаторы и почему таксисты спят на ходу
У Павла больше 30 машин, которые он сдает в аренду для работы в «Яндекс.Такси», но формально владельцем таксопарка он не является.

Лицензия — просто формальность

Если вы уже подумали, что Павел — корыстный бизнесмен, то представьте, что с такими, как он, работают почти все агрегаторы такси. И многие не отрицают, что проблемы с водителями или автомобилями вскрываются довольно часто, ведь их фактически никто не проверяет. В приватной беседе руководитель известной в Екатеринбурге компании такси рассказал, что часто выявляются случаи, когда по вызову к клиенту приезжают водители, которые сотрудничают с агрегаторами по чужим и даже поддельным правам.

Сделать это просто, так как лично приезжать в офис агрегатора нужно не всегда. Либо к этому процессу подходят формально: простое собеседование, фотография прав, в некоторых случаях — визуальный осмотр автомобиля.

— Так работают все агрегаторы. Uber работал по точно такой же схеме, что и Gett. Но «Яндекс» в последнее время все-таки начал подключать к себе водителей, которые соответствуют требованиям закона — имеют ИП и разрешение на работу в такси. То есть себя они не подставляют, — похвалил федерального конкурента местный игрок.

Хотя наличие лицензии на автомобиль, которую в Свердловской области выдает минтранс, ни на что не влияет, уверяет наш собеседник.

— На самом деле лицензия не имеет к безопасности автомобиля или адекватности водителя никакого отношения, машины они (минтранс. — Прим. ред.) не смотрят. Просто берут пошлину. У нас в регионе даже не регламентирован цвет машин. В Москве, например, они желтые и белые. В Перми в свое время приняли двухцветную схему, — рассказал представитель екатеринбургской компании.

Что тогда дает лицензия? Возможность не платить штраф за ее отсутствие. В остальном для водителей сплошные минусы. Кто-то жалуется на налоги, кто-то — на проблемы с автокредитованием, со страховкой автомобиля (компании неохотно связываются с такси). Продать автомобиль, на который оформлена лицензия, тоже не очень просто: потенциальный покупатель из-за имеющейся лицензии легко узнает, что этот автомобиль таксовал (если перед продажей его, например, не переоформить на другого человека — и такое бывает).

Позиция сервисов такси

Об их работе мы поговорили с двумя крупнейшими в стране агрегаторами — «Яндекс.Такси» и такси «Максим».

В «Яндекс.Такси» нам ответили следующее:

— «Яндекс.Такси» — информационный сервис. Напрямую с водителями — частными лицами — мы не работаем, своих автомобилей у нас нет. Наши партнёры — это таксопарки и ИП. С партнёрами мы работаем по договору об оказании услуг по предоставлению доступа к сервису. Наличие лицензии на автомобиль является одним из условий договора. Если выявляется отсутствие лицензий, мы блокируем таких партнёров.

Также там рассказали, что все поступающие отзывы о водителях тщательно обрабатываются и хранятся в базе, а на основании оценок, которые ставят пассажиры, выстраивается рейтинг. Те, у кого он низкий, получают меньше заказов. А если рейтинг достигает определенного порога, то водитель навсегда удаляется из системы.

А позже нам удалось пообщаться с заместителем директора «Яндекс.Такси» по GR Евгением Хохлуновым. Он признал, что проблемы периодически возникают.

— Мы регулярно выявляем и блокируем машины, которые пытаются к нам устроиться без разрешения. К сожалению, мы выявляем целые парки, которые занимаются мошенничеством. Иногда подделывают номера и предоставляют нам фиктивные разрешения (да-да, эти разрешения иной раз очень просто купить. — Прим. ред.). Мы проверяем удаленно. Основная проверка находится под контролем представителя перевозчика, — отметил топ-менеджер.

Вот, например, в Свердловской области за полтора месяца компания отключила 1153 автомобиля. Но это статистика за июнь-июль, когда Екатеринбург был заполнен иностранными гостями, которые приехали на ЧМ по футболу. Но Евгений уверяет, что агрегатор постоянно борется с нечестными таксопарками и водителями.

У агрегатора «Максим» условия работы схожи.

— В стране отсутствует система онлайн-сверки наличия разрешения у конкретного перевозчика. Это зона ответственности непосредственно индивидуального перевозчика либо таксопарка, в котором он работает, — рассказали в компании.

Если в такси «Максим» поступает информация, что кто-то работает без разрешения, сервис отключает его от информационной системы до получения необходимого документа. В «Максиме» подчеркнули, что предъявляют к водителям строгие требования. В их числе — водительский стаж не меньше трех лет, автомобиль в исправном техсостоянии и без повреждений кузова, а также разрешение на деятельность такси.

Также менеджеры сервиса смотрят на внешний вид человека, на то, как он общается, в каком состоянии содержит автомобиль, а отдел безопасности проверяет водителя на штрафы и ДТП и смотрит его страницы в соцсетях. Если человек или представленные документы вызывают сомнения, ему отказывают в сотрудничестве.

Правда, мы спросили у двух случайных водителей такси, вызвав их через приложение «Максим», о разрешениях — они сказали, что таких на их автомобили нет. Но, кажется, справедливо, спросили, зачем они им.

Вам шашечки или ехать? Кто берет заказы через популярные агрегаторы и почему таксисты спят на ходу

При этом, что нам показалось важным, в компании заявили, что в любое время могут вызвать водителя в офис для проверки (это и водители подтверждают). А качество работы водителя, как и в «Яндекс.Такси», помогает контролировать рейтинг, который снижается, если о водителе появляются отрицательные отзывы.

Проверку на пристрастие к наркотикам в «Максиме» оставляют за государством.

— Если водитель получил водительские права, значит, государство доверяет ему управлять автомобилем, — резюмировали в компании.

Обе компании готовы выплачивать компенсацию и водителю, и пассажиру в случае ДТП. В такси «Максим» для этого есть благотворительный фонд. В «Яндекс.Такси» сумма страховки жизни и здоровья составляет 2 миллиона рублей.

Как на самом деле работают водители

Речь, конечно, пойдет не обо всех водителях. Многие из них даже сами перед собой несут ответственность за перевозку пассажира.

Но в работе с сервисами есть как минимум два важных уточнения. Доступ к заказам разных сервисов можно просто купить. В интернете это можно сделать всего за тысячу рублей. Платите — и сразу же выходите на смену, за дополнительную плату можно получить еще и сопутствующие услуги, типа «Трезвый водитель». Платить комиссию можно и компании с таксопарком (выполняя заказы на своем авто), которой таксист будет отчислять проценты от заказа, так же как и самому агрегатору (например, если сотрудничать по «Яндекс.Такси», то совокупная доля отчислений составляет обычно 18% от заказа).

Но даже если перевозчика заблокировал сам агрегатор (а это может произойти и из-за грубого общения с пассажиром, кражи, нападения, неаккуратного вождения и многого другого), водители спокойно это обходят.

Так, Евгений Хохлунов из «Яндекс.Такси» говорит, что в основном негатив на них льется из-за недобросовестных фирм, которые агрегатор блокирует в одном регионе, но те перемещаются в другой. Но компания их все равно выявляет, так как у них существуют черные списки. У водителей все еще проще: просто уходишь в другой таксопарк (меняешь права, иногда просто симку) и начинаешь с чистого листа.

Решить проблему могло бы создание общей базы данных о водителях из черного списка (а они реально, как утверждают компании, есть у всех). Меняться такими данными компании готовы, но передавать личные данные не позволяет закон. Именно на это указывает Роскомнадзор при попытке обсуждения этого вопроса.

Ещё одна проблема — это возможность работать сразу с нескольких телефонов на разных агрегаторов одновременно (или по очереди, поскольку у каждого сервиса есть лимит работы по времени). Это позволяет работать более 12 часов в сутки — чаще всего именно поэтому вы и видите сонного и уставшего водителя.

А эта проблема стала следствием другой: водители вынуждены работать в изнурительном режиме и совмещать работу в нескольких агрегаторах из-за низкой стоимости заказов, а демпинг для такси является едва ли не единственным способом борьбы за клиентов.

На прошедшем недавно в Екатеринбурге круглом столе, посвященном изменениям в законодательстве о работе такси, участники рынка пытались это обсудить.

Например, замдиректора по развитию транспортного холдинга DRL group, куда входит такси «Три десятки», Виктория Костанян высказала мысль об установлении минимального размера оплаты заказа, который был бы единым для всех. Ее активно поддержали многие перевозчики.

Виктория Костанян заявила о необходимости установить минимальный тариф на перевозку

Виктория Костанян заявила о необходимости установить минимальный тариф на перевозку.

Но обсуждение этой идеи прервал представитель одного из контролирующих органов, который заявил, что такая инициатива является картельным сговором и подпадает под действие антимонопольного законодательства.

Законодательные новшества

Рынок такси пытаются регулировать на законодательном уровне уже давно. А в декабре прошлого года Госдума в первом чтении приняла поправки в закон о госрегулировании деятельности такси. До этого все компании работали согласно принятому в 2011 году закону. За восемь лет, конечно, многое изменилось.

В новом законе впервые вводится понятие «агрегаторы» — то есть сервисы «Яндекс.Такси», Gett, «Максим» и другие, которыми пользуются во всех регионах страны.

В новой редакции законопроекта разрешение будет выдаваться на автомобиль и на водителя (а не только на машину, как сейчас). А агрегаторы, допустившие к перевозке водителя без лицензии, будут блокироваться. Помимо этого перевозчиков обяжут в обязательном порядке проводить предрейсовый контроль машин и медицинский контроль водителей.

Бывший замглавы свердловского минтранса Владимир Герасименко рассказал, что на момент его работы в ведомстве (до октября 2018 года) было зарегистрировано 8 тысяч лицензий на автомобили такси, но первоначально их было 20 тысяч:

— Мы наработали новую практику, на уровне нормативно-правового регулирования у нас появилась возможность прекращения действий ранее выданных разрешений. Раньше этого не было. Когда мы ввели этот режим, больше 10 тысяч прекратили эту деятельность. Это, например, те, кто получил разрешение на пять лет, но перестал быть юрлицом или ИП. Эти разрешения ходили по рукам незаконно.

Всего же, по данным бывшего замминистра, в Свердловской области таксует порядка 100 000 автомобилей.

— Представляете, какой объем нелегального рынка! — подчеркнул Герасименко.

Также он рассказал, что с 1 января 2019 года закон о защите прав потребителей обязал агрегаторов указывать информацию о том, какая конкретно компания осуществляет перевозку. Эту информацию агрегатор обязан разместить у себя на сайте. И теперь проще отследить и отрегулировать перевозчика.

Что касается нового законопроекта о такси, Владимир Герасименко уверен, что выйти из тени перевозчикам помогли бы поправки, предложенные Общественным советом по развитию такси в регионах (сейчас Герасименко его представляет на Урале).

Это представители рынка такси со всей страны, которые собирались в Екатеринбурге, чтобы обсудить изменения в законе о такси

Это представители рынка такси со всей страны, которые собирались в Екатеринбурге, чтобы обсудить изменения в законе о такси.

— Чтобы выйти, нужно создать условия. Например, разрешить работать не только юридическим лицам и ИП, но и физическим лицам. Для этих физических лиц мы предложили налогообложение в виде налога на профессиональный доход самозанятых. Это те, кто не привлекает наемный труд, а сам является незаконным перевозчиком. По закону о самозанятых у них бы получилось выйти из тени и платить четырехпроцентный налог, — рассказал Герасименко.

Сами компании с новыми поправками не очень-то согласны и готовят свои поправки ко второму чтению.

Источник: https://www.e1.ru/news/spool/news_id-65866471.html


Популярные комментарии:

— Яндекс Такси — это НЕ такси, а всего лишь компания оказывающая информационные услуги. НЕ является перевозчиком, поэтому ответственности за перевозку нести не может, также как и устанавливать цены за поездку.

— Умиляют объявления — требуются водители в такси на своем авто, зарплата от 60 тысяч рублей. И народ, жадный до денег ведется ведь. Начинают еще всех вокруг агитировать — типа смотри, я вот устроился и на кой мне образование, буду 60 тысяч получать. График свободный, хочу работаю — хочу не работаю. А через пару месяцев начинают бегать новую работу искать…

— Наконец-то хоть кто-то вскрыл этот рассадник паразитов из яндекса.
Просьба всем внимательно прочитать статью и сделать выводы, кому в случае заказа такси у яшки вы доверяете свою жизнь, Ведь они ни за что не отвечают и ничего не проверяют, лишь назначают стоимость и передают заказ на перевозку ВАС кому — сами не знают!

— Вот это гон про Максим, ага всем лицензии выдают, в свое время работал, никакая лицензия не нужна. в Яндекс такси все на расстоянии регистрируются в программке, в общем всем на все пофиг. Не стал подрабатывать в такси из-за копеек, которые платят пассажиры, а по дороге ещё из себя царями строят как будто водитель личный раб за 150 рублей!

— так в любом сервисе, Гетт, Убер, и тп.
но все должны понимать, если будут налоги и всякое такое, то ценник за поездки поднимется.
сам нет нет да катаюсь, и все ноют что с них бешеные деньги берут..
ну сами должны понимать, если хотите чтобы за ВАШУ жизнь кто то отвечал, будьте готовы платить за это…
и пожалуйста поймите, водитель не ваш раб, и за ваши 100 р, вы купили только услугу из пункта А в пункт Б, вы НЕ купили салон, что бы его пачкать, вы НЕ купили водителя, чтобы чувствовать себя королём, ВЫ купили только УСЛУГУ.
поэтому сели, и ведем себя прилично.

— кто там кричал что таксисты бешеные деньги берут?
таких надо отправлять на общественный транспорт)
сейчас услуга такси стоит ниже себестоимости:
даже если учесть что у водителя средняя иномарка типа соплярис, он в такси занимается обналичиванием ресурса машины, где уж там говорить о налогах, медиках, техосмотрах, спец.страховках…

— В такси везёт и 3 десятках сплошные мигранты. По русски слабо понимают. Перестал давно пользоваться этим шлаком. В салонах как будто вчера на заднем сиденье барана резали…

— немного математики:
за час в такси можно накатать в лучшем случае 500 р.
вроде не плохая сумма, НО, комиссия того же яндекса от 20%
в максиме чуть меньше..
уже 400 осталось у водителя.
бензин…. минимум 2 литра = 84р
Амортизация, мойка и т.п. еще рублей 50.
вот и получается что в итоге водитель зарабатывает на покушать…
В такси работают когда с деньгами прижмет, самому не раз приходилось подрабатывать…

— Статья — чушь! Нет сейчас никаких такси, кругом одни посредники! А большинство заказов этих агрегаторов вывозят обычные водители, которые о лицензировании даже не догадываются. Подключиться к сервисам заказа может любой желающий, имеющий телефон, права и машину.

— Эти так называемые «таксопарки» абсолютно не несут ответственность за перевозки! О лицензировании все знают, но за эту лицензию надо заплатить и ежемесячно отчислять, а при таких тарифах, когда с трудом хоть что то зарабатываешь, еще и часть отдавать — никто не хочет. Агрегатор тоже не хочет свою маржу терять, все затраты на водителя накладываются.

— Клиенты такси кричат дорого, водители кричат дёшево. А вы возьмите и посчитайте экономику этого бизнеса. Покупка машины, ее регистрация, страхование, получение лицензии, налоги, оплата тех и мед. осмотров, тех. обслуживание, мойка, возможные штрафы и непредвиденные расходы… Ну и конечно же топливо, стоимость которого занимает львиную долю расходной части. И не забываем про комиссию агрегаторов! При всех этих огромных расходах, выручка в такси очень ограничена и не поддаётся планированию.
Когда посчитаете, то поймёте, что никаких доходов в этой работе нет, одни расходы. И водитель, затрачивающий свои трудовые ресурсы, заработает в лучшем случае на еду, все остальные полученные средства пойдут в расход. Кто не верит, может сам поработать и убедиться.

— в Автомиге и Трёх десятках (бюджет) гостей с юга полно. А вот как раз в Максиме их очень мало. Я в основном Максимом пользуюсь, водители там норм — славяне, татары, есть и кавказцы — но обрусевшие. и машины у них обычно хорошие. даже если это наши марки. Но обычно — «WV» и японцы средних лет.  Норм такси.
а вот Яндекс… у меня друг таксист, так он ничего хорошего про Яндекс не сказал…

— Сколько в день поездок можно сделать примерно с учетом пробок? ну давайте примерно 15 возьмем, в среднем на поездку тратится 40 минут от начала взятия заказа до его исполнения, это примерно 10 часов работы, без обеда с обедом 11 при общепринятой норме 8 часов, стоимость часа работы получается 126 рублей за смену при 10 часовом рабочем дне 1260 рублей, в месяц без выходных 37 800, отсюда вычтем еще форс-мажоры, штрафы, проколотые шины и т д.
P.S. не стоит тут винить ни кого за такие гроши и в такой непростой труд идут не от хорошей жизни и контингент в итоге подбирается соответствующий, а кто то в целом не хочет работать головой, отсюда и социальный класс людей работающих в данной сфере. В вип такси уровень лучше, там казусов не будет, они исключены, и все застраховано, но заплатить вам придется примерно 180*10))) но и жаловаться не будете, а то получается хочется всем и рыбку съесть и …., друзья учитесь считать и анализировать прежде чем писать поспешные выводы. Сам я не защищаю ни потребителей, ни таксистов, ни агрегаторов, я просто сделал примерный анализ того почему возникают конфликты в эконом классе такси, там контингент людей как потребителей, так и оказывающих услуги не совсем благополучный, а в бизнес классе там и потребители с достатком и работники такси всегда адекватные. А вы эконом заказываете и требуете высочайшего сервиса… Кто не хочет рисковать — заказывайте комфорт плюс.. да дороже, но и неприятных сюрпризов не будет. Всем удачи и хорошего дня.

Оцените статью
Такси Екатеринбурга - номера телефонов и цены
Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.